Как поменять направление вращения электродвигателя

Содержание

Реверсивное подключение однофазного асинхронного двигателя своими руками

Как поменять направление вращения электродвигателя

Перед выбором схемы подключения однофазного асинхронного двигателя важно определить, сделать ли реверс.

Если для полноценной работы вам часто нужно будет менять направление вращения ротора, то целесообразно организовать реверсирование с использованием кнопочного поста.

Если одностороннего вращения вам будет достаточно, то подойдет самая простая схема без возможности переключения. Но что делать, если после подсоединения по ней вы решили, что направление нужно все же поменять?

Постановка задачи

Предположим, что у уже подсоединенного с использованием пускозарядной емкости асинхронного однофазного двигателя изначально вращение вала направлено по часовой стрелке, как на картинке ниже.

Уточним важные моменты:

  • Точкой А отмечено начало пусковой обмотки, а точкой В – ее окончание. К начальной клемме A подсоединен провод коричневого, а к конечной – зеленого цвета.
  • Точкой С помечено начало рабочей обмотки, а точкой D – ее окончание. К начальному контакту подсоединен провод красного, а к конечному – синего цвета.
  • Направление вращения ротора обозначено с помощью стрелок.

Ставим перед собой задачу – сделать реверс однофазного двигателя без вскрытия его корпуса так, чтобы ротор начал вращаться в другую сторону (в данном примере против движения стрелки часов). Ее можно решить тремя способами. Рассмотрим их подробнее.

Вариант 1: переподключение рабочей намотки

Чтобы изменить направление вращения двигателя, можно только поменять местами начало и конец рабочей (постоянной включенной) обмотки, как это показано на рисунке. Можно подумать, что для этого придется вскрывать корпус, доставать намотку и переворачивать ее. Этого делать не нужно, потому что достаточно поработать с контактами снаружи:

  1. Из корпуса должны выходить четыре провода. 2 из них соответствуют началам рабочей и пусковой намоток, а 2 – их концам. Определите, какая пара принадлежит только рабочей обмотке.
  2. Вы увидите, что к этой паре подсоединены две линии: фаза и ноль. При отключенном двигателе произведите реверс путем перекидывания фазы с начального контакта намотки на конечный, а нуля – с конечного на начальный. Или наоборот.

В результате получаем схему, где точки С и D меняются между собой местами. Теперь ротор асинхронного двигателя будет вращаться в другую сторону.

Вариант 2: переподключение пусковой намотки

Второй способ организовать реверс асинхронного мотора 220 Вольт – поменять местами начало и конец пусковой обмотки. Делается это по аналогии с первым вариантом:

  1. Из четырех проводов, выходящих из коробки мотора, выясните, какие из них соответствуют отводкам пусковой намотки.
  2. Изначально конец В пусковой обмотки соединялся с началом С рабочей, а начало А подключалось к пускозарядному конденсатору. Сделать реверс однофазного двигателя можно, подключив емкость к выводу В, а начало С с началом А.

После описанных выше действий получаем схему, как на рисунке выше: точки А и В поменялись местами, значит ротор стал обращаться в противоположную сторону.

Вариант 3: смена пусковой обмотки на рабочую, и наоборот

Организовать реверс однофазного мотора 220В теми способами, что описаны выше, можно только при условии, что из корпуса выходят отводки от обеих обмоток со всеми началами и концами: А, В, С и D. Но часто встречаются моторы, в которых производитель намеренно оставил снаружи только 3 контакта. Этим он обезопасил устройство от различных «самоделок». Но все же выход есть.

На рисунке выше изображена схема такого, «проблемного», мотора. У него выходят из корпуса только три провода. Они помечены коричневым, синим и фиолетовым цветами. Зеленая и красная линии, соответствующие концу В пусковой и началу С рабочей намотки, соединены между собой внутри. Доступ к ним без разборки двигателя мы получить не сможем. Поэтому изменить вращение ротора одним из первых двух вариантов не представляется возможным.

В этом случае поступают так:

  1. Снимают конденсатор с начального вывода А;
  2. Подсоединяют его к конечному выводу D;
  3. От проводов А и D, а также фазы, пускают отводки (можно сделать реверс с использованием ключа).

Посмотрите на рисунок выше. Теперь, если подключить фазу к отводку D, то ротор вращается в одну сторону. Если же фазный провод перекинуть на ветку A, то можно изменить направление вращения в противоположную сторону. Реверс можно осуществлять, вручную разъединяя и соединяя провода. Облегчить работу поможет использование ключа.

Важно! Последний вариант реверсивной схемы подключения асинхронного однофазного мотора неправильный. Его можно использовать, только если соблюдаются условия:

  • Длина пусковой и рабочей намоток одинакова;
  • Площадь их поперечного сечения соответствует друг другу;
  • Эти провода изготовлены из одного и того же материала.

Все эти величины влияют на сопротивление. Оно у обмоток должно быть постоянным. Если вдруг длина или толщина проводов отличаются друг от друга, то после того, как вы организуете реверс, окажется, что сопротивление рабочей намотки станет таким же, как было раньше у пусковой, и наоборот. Это может стать и причиной того, что мотор не сможет запуститься.

Читайте также  Как снять шкив с электродвигателя без съемника

Внимание! Даже если длина, толщина и материал обмоток совпадают, работа при измененном направлении вращения ротора не должна быть продолжительной. Это чревато перегревом и выходом из строя двигателя. КПД при этом тоже оставляет желать лучшего.

Осуществить реверс асинхронного мотора 220В просто, если концы обмоток отводятся из корпуса наружу. Сложнее его организовать, когда выводов всего три.

Рассмотренный нами третий способ реверсирования подходит только для кратковременного включения двигателя в сеть.

Если работа с обратным вращением обещает быть продолжительной, то мы рекомендуем вскрыть коробку для переключения методами, описанными в 1 и 2 варианте: так безопасно для агрегата, и сохраняется КПД.

Источник: http://ElectricDoma.ru/elektrodvigateli/kak-pomenyat-vrashhenie-na-odnofaznom-dvigatele/

Как Изменить Направление Вращения Двигателя 220в

Реверсивное подключение однофазового асинхронного мотора своими руками

Перед выбором схемы подключения однофазового асинхронного мотора принципиально найти, сделать ли реверс.

Если для настоящей работы для вас нередко необходимо будет поменять направление вращения ротора, то целенаправлено организовать реверсирование с внедрением кнопочного поста.

Если однобокого вращения для вас будет довольно, то подойдет самая обычная схема без способности переключения. Но что делать, если после подсоединения по ней вы решили, что направление необходимо все таки поменять?

КАК ИЗМЕНИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЩЕНИЕ ВАЛА В ОДНОФАЗНОМ ДВИГАТЕЛЕ

Моторчик взят от бытовой мясорубки. Направление движения нас не устраивало, пришлось его поменять Всю инфо.

Как изменить направление вращения трехфазного асинхронного двигателя?

Разберемся, как просто поменять направление вращения трехфазного двигателя на противоположное.

Реверс однофазного конденсаторного двигателя

Однофазные электродвигатели 220В широко используются в разнообразных бытовых и промышленных устройствах: холодильниках, стиральных машинах, насосах, дрелях, заточных и подобных им обрабатывающих станках. Их технические характеристики несколько уступают свойствам трехфазных двигателей. Существует два наиболее распространенных типа однофазных электродвигателей для сети переменного тока промышленной частоты:

Первые более просты по своему устройству, но обладают рядом недостатков, главные из которых — трудности с изменением направления и частоты вращения ротора.

Далее рассмотрены однофазные асинхронные электродвигатели и коллекторные двигатели переменного тока.

Устройство и принцип действия

Мощность такого однофазного двигателя 220В может в зависимости от конструкции находиться в пределах от 5 Вт до 10 кВт. Его ротор — это обычно короткозамкнутая обмотка («беличья клетка») — медные или алюминиевые стержни, замкнутые с торцов.

https://www.youtube.com/watch?v=G2dSHjv4B00

Такой однофазный двигатель, как правило, имеет две смещенные на 90° друг относительно друга обмотки. Рабочая (главная) при этом занимает большую часть пазов статора, а пусковая (вспомогательная) — оставшуюся. И однофазным его называют потому, что у него лишь одна рабочая обмотка.

Переменный ток, протекающий по главной обмотке, создает периодически меняющееся магнитное поле. Его можно считать состоящим из двух круговых с одинаковой амплитудой, вращающихся навстречу друг другу.

По закону электромагнитной индукции в замкнутых витках ротора меняющийся магнитный поток создает индукционный ток, взаимодействующий с порождающим его полем. Если ротор неподвижен, моменты действующих на него сил одинаковы, вследствие чего ротор остается неподвижным.

Если же ротор начать вращать, то равенство моментов этих сил нарушится, поскольку скольжение его витков относительно вращающихся магнитных полей станет разным. Как следствие — сила Ампера, действующая на витки ротора со стороны прямого магнитного поля, будет значительно больше, чем со стороны обратного.

Индукционный ток в витках ротора может возникать лишь при пересечении ими силовых линий магнитного поля. А для этого они должны вращаться со скоростью, чуть меньшей, чем частота вращения поля (при одной паре полюсов — 3000 об/мин). Отсюда и название, которое получили такие электродвигатели, асинхронные.

При увеличении механической нагрузки скорость вращения уменьшается, возрастает величина индукционного тока в витках ротора. Как следствие — возрастают и механическая мощность двигателя, и мощность потребляемого им переменного тока.

Схема запуска и подключения

Понятно, что раскручивать вручную ротор при каждом запуске электродвигателя неудобно. Для создания первоначального пускового момента и используется пусковая обмотка. Поскольку она составляет с рабочей обмоткой прямой угол, для создания вращающегося магнитного поля ток в ней должен быть сдвинут по фазе относительно тока в рабочей обмотке тоже на 90°.

Добиться этого можно включением в цепь ее питания фазосмещающего элемента. Резистор или дроссель обеспечить фазовый сдвиг в 90° не могут, поэтому в большинстве ситуаций логично использование конденсатора в качестве фазосмещающего элемента. В этом случае однофазный электродвигатель обладает наилучшими пусковыми свойствами.

Когда фазовращающий элемент является конденсатором, однофазные электродвигатели конструктивно могут быть такими:

  • с пусковым конденсатором (рис. а);
  • с пусковым и рабочим (рис. б);
  • только с рабочим конденсатором (рис. в).

Первый (наиболее распространенный) вариант предусматривает подключение пусковой обмотки с конденсатором ненадолго на время пуска, после чего они отключаются.

Реализовать его можно с помощью реле времени, а то и просто за счет замыкания цепи во время нажатия пусковой кнопки. Эта схема запуска характеризуется сравнительно небольшим пусковым током, но в номинальном режиме характеристики невысоки.

Причина в том, что поле статора является эллиптическим (в направлении полюсов оно сильнее, чем в перпендикулярном).

Схема с рабочим, постоянно включенным конденсатором лучше работает в номинальном режиме, но имеет посредственные пусковые характеристики. Вариант с пусковым и рабочим конденсатором является промежуточным между двумя описанными выше. Расчет значений их емкостей сравнительно прост: у рабочего 0,75 мкФ на 1 кВт мощности, у пускового — в 2,5 раза больше.

Коллекторный двигатель переменного тока

Рассмотрим коллекторный двигатель переменного тока. Универсальные коллекторные электродвигатели могут питаться от источников как переменного, так и постоянного тока. Они часто используются в электроинструментах, швейных и стиральных машинах, мясорубках — там, где нужен реверс, регулировка частоты вращения ротора или его вращение с частотой более 3000 об/мин.

Обмотки статора и ротора коллекторного электродвигателя соединяются последовательно. К обмоткам ротора ток подводится через щетки, соприкасающиеся с пластинами коллектора, к которым подсоединяются концы обмоток ротора.

Читайте также  Запуск трехфазного электродвигателя от однофазной сети

Реверс однофазного двигателя с коллектором осуществляется за счет изменения полярности включения в сеть обмоток статора или ротора, а скорость вращения можно регулировать, изменяя величину тока в обмотках.

Основные недостатки такого двигателя:

  • высокая стоимость;
  • сложность устройства, практическая невозможность самостоятельно осуществить его ремонт;
  • значительный уровень шума, трудное управление, создание радиопомех.

Остается добавить, что при использовании устройств, содержащих однофазный электродвигатель, следует самое пристальное внимание уделить выбору его типа, схеме подключения, тому, как правильно осуществить расчет элементов.

Асинхронный двигатель – принцип работы и устройство

  • Устройство и принцип работы трехфазного асинхронного двигателя

  • Что такое статор и ротор и чем они отличаются

    • Произошла ошибка; возможно, лента недоступна. Повторите попытку позже.

    подключение однофазного двигателя

    Однофазный двигатель может быть коллекторным или с короткозамкнутым ротором. С коллекторным двигателем все достаточно просто: два выходящих из корпуса двигателя проводочка воткнули в розетку — подключение состоялось. С подключением однофазного двигателя с короткозамкнутым ротором придется повозиться. Все дело в определении выводов.

    Параллельно рабочей обмотке (РО) в однофазном двигателе подключается пусковая (ПО) для создания хоть какого-то вращающегося магнитного поля.
    Однофазный двигатель с четырьмя выводами имеет ПО постоянного подключения.

    Она действует в паре с основной, не отключаясь, только подключение делается через конденсатор для сдвига фазы (Рис.а). Схема подключения такого однофазного двигателя очень удобна, так как все проводочки легко доступны, их можно с помощью переключателя менять местами для выполнения реверса (Рис.а1).

    Определяются они без особого труда: вызвонить омметром и найти прозванивающиеся пары. Например, омметр определил замкнутую цепь первого вывода со вторым, а третьего — с четвертым. Значит, 1 и 2 — одна обмотка, 3 и 4 — другая. Четвертый провод соединяем со вторым (или первый с третьим, все равно) — это общий. Начало и конец не имеют значения.

    Далее все подключение по рисунку а или а1.

    Немного сложнее разобраться с двигателем с тремя выходящими жилами. В таких случаях ПО подключается кратковременно: двигатель раскрутился, и она отключается, иначе сгорит. Как происходит подобная коммутация?

    Для этого придумали пуско-защитное реле. Функция его заключается не только в подключении ПО, но и для создания ее оптимального времени отключения.
    Во время запуска через электромагнитную катушку проходит большой ток. В этот момент ее сердечник втягивается и воздействует на контакт, управляющий ПО (Рис, 1 и 2). После запуска ток падает, отпускается сердечник, пусковая цепь разрывается.
    При межвитковом замыкании в рабочей обмотке ток постоянно высокий, ПО остается в работе, двигатель задымился. Для защиты вмонтировано тепловое реле с биметаллической пластиной, отключающее Х3 от сети. Если двигатель в течение короткого времени то включится, то отключится, значит, срабатывает тепловая защита. Причина или в межвитковом замыкании, или в пониженном (повышенном) напряжении сети.

    Обратите внимание на странный, на первый взгляд, рисунок 3. Это крышка от пуско-защитного аппарата, на которой указана маркировка подключаемых к нему проводов и обозначена стрелка. С маркировкой все понятно — концы не перепутать при подключении.

    А вот стрелка указывает на положение релюшки в пространстве. она всегда должна быть обращена вверх. Будучи еще начинающим электриком, я ремонтировал стиральную машину. Перевернул ее вверх дном. Оказалось, всего-то надо ремень заменить.

    Заменил, попробовал включить — заработала… и задымилась, двигатель сгорел.

    Уже спустя некоторое время узнал, что на перевернутой релюшке контакт остается замкнутым, тогда как в нормальном положении под силой тяжести после отключения катушки он отпадает вниз. А у меня как раз в перевернутой машине оказался внизу. Просто надо было для пробного включения перевернуть аппарат, чтобы стрелка вновь показывала наверх.

    Как же выполняется подключение однофазного двигателя с неизвестными тремя проводами. Сопротивление ПО (Х1-Х3) в несколько раз больше сопротивления РО (Х2-Х3). Х3 выходит от места соединения ПО и РО (см. Рис. б).

    Сначала промаркируем жилы, чтоб не запутаться (те же Х1, Х2 и Х3). Замеряем сопротивление, например, между Х1 и Х2, получилось, скажем, 60 Ом. Замерили Х1-Х3 — 45 Ом. Между Х2 и Х3 — только 15. Все это записали. Смотрим самое большое (60) — общее всех обмоток. 15 — рабочая обмотка, 45 — пусковая. Находим тот проводок, с которым остальные два показывают 15 и 45 Ом. Это будет наш Х3. Можно открыть крышку двигателя и визуально определить ПО: она намотана более тонким сечением.

    Вот, пожалуй, и все!

    Источник: http://electricremont.ru/revers-odnofaznogo-kondensatornogo-dvigatelya.html

    Как работает электродвигатель переменного тока

    Как работает электродвигатель переменного тока? Конечно, самый полный, сформулированный ответ можно найти в школьных учебниках, но давайте взглянем на процесс работы электродвигателя, с точки зрения практического приложения этих знаний. Поверьте, это очень поможет при ремонте, эксплуатации, выборе электроинструмента и бытовых электроприборов.

    Попробую объяснить принцип работы электродвигателей переменного тока, отличия применяемых в быту электродвигателей их особенности и способы практического использования этих самых особенностей по возможности простым, понятным языком.

    Электродвигатель принцип работы

    Вращение достигается за счет синхронизации магнитных полей катушек ротора и статора т. е. разнозаряженные полюса притягиваются, полюса с одинаковым потенциалом отталкиваются. Магнитное поле, в свою очередь, зависит от: расположения проводников обмоток, величины тока и конфигурации магнитной цепи.

    Из объяснения понятно почему он всё-таки крутится, но самого по себе факта работы электродвигателя для его практического применения явно недостаточно.

    Нужно, чтобы параметры вращения: скорость, направление, вращающий момент, который не надо путать с мощностью, были адаптированы под определенные нужды.

    Таких нужд много и они разные поэтому и электродвигателей разного типа тоже много, но знать устройство их всех совсем необязательно. В жизни всё проще,

    Типы электродвигателей используемых в быту

    Их два: однофазный асинхронный и коллекторный переменного тока, как правило, с последовательным или смешанным подключением катушек возбуждения статора (КД) или УКД о них была речь в прошлой статье.

    Читайте также  Как прозвонить обмотку электродвигателя мультиметром

    Противопоставлять эти конструкции бессмысленно, они создавались для разных целей. Давайте рассмотрим различия, имеющие практическое значение, а выводы сделаете сами.

    Отличия асинхронного электродвигателя от коллекторного

    Наверное, главное, в том, что в асинхронных двигателях перемещение магнитного поля, а следовательно, вращение ротора привязано к частоте питающего тока. В коллекторных электродвигателях такой привязанности нет, зато есть зависимость от питающего напряжения.

    Скорость вращения

    В асинхронниках ротор постоянно, как бы догонят убегающее магнитное поле статоров, поэтому скорость такой системы ограничена частотой переменного питающего тока.

    Решетка ротора асинхронного электродвигателя по своей работе и по внешнему виду напоминает беличье колесо. Её так и называют и всем всё понятно.

    Если использовать ток, который в розетке (50 Гц) при двухполюсной статорной системе двигателя максимально возможные обороты 3000 об/мин, а с учётом скольжения, ещё меньше, примерно 2910 об/мин.

    Ротор КД вращается, а вернее, может вращаться намного быстрее (десятки об/мин) т. к. ток катушек возбуждения на холостом ходу равен току катушек якоря. Теоретически ротор такого двигателя сразу же после включения должен уходить вразнос, но достаточно даже небольшой нагрузки (десятки процента от номинала) чтобы ток катушек якоря увеличился, а обороты упали.

    Зависимость оборотов от нагрузки

    У асинхронных двигателей с этим всё в порядке, частота вращения мало зависит от нагрузки, конечно, пока не превышена перегрузочная способность λ (указывается в паспорте двигателя).

    В действительности, обороты незначительно, но снижаются, потому что увеличивается угол скольжения, отставание скорости вращения ротора от убегающего магнитного поля статоров.

    Снижение оборотов при увеличении нагрузки, один из недостатков коллекторных электродвигателей. В принципе, достичь необходимой мощности, слагаемой частоты вращения и крутящегося момента, можно увеличив один из этих показателей.

    Чаще всего в КД увеличивают именно скорость, так проще, но иногда в силу технологических причин скорость должна быть ограничена и тогда на помощь приходит контроллер оборотов, по сути, датчик оборотов с обратной связью по току. Какой именно тема отдельной статьи.

    Кто-то занимается самоделками, например, на базе микросхем U211B: TDA1085, но можно поступить иначе, купить готовый контроллер с возможностью регулировки, например, такой, как на картинке ниже, стоимостью 1.25$.

    Зависимость характеристик вращения от питающего напряжения

    У асинхронника при пониженном напряжении частота смены полюсов остается неизменной, обороты незначительно снижаются. Конечно, в ряде случаев, этим можно и пренебречь, но ухудшаются пусковые и перегрузочные свойства, а это уже может существенно повлиять на ресурс двигателя.

    Регулирование скорости оборотов

    Выше уже говорилось, что вращение магнитного поля асинхронников зависит от частоты тока, поэтому чтобы изменить, а тем более плавно регулировать скорость, нужно менять частоту питающего тока. Делается это с помощью преобразователей частоты.

    Совместно с частотой должно меняться и напряжение. Опять же здесь многое зависит от нагрузки и характера выполняемой работы, но если нагрузка на вал остается неизменной то напряжение должно быть пропорционально частоте питающего тока.

    Кстати, от частотника можно запитывать электродвигатели любого применяемого в быту типа. Преобразователь частоты, вещь, конечно, хорошая и нужная, только смущает цена. Так, прибор мощностью 3 кВт, стоит в пределах 16000–55000 рублей.

    С коллекторными двигателями всё проще, уменьшаем напряжение, уменьшаем обороты. Если мощность движка небольшая, то делается это с помощью переменного резистора, компактно вмонтированного в корпус кнопки пуска.

    Реверс

    Для изменения направления вращения ротора асинхронных электродвигателей нужно перекоммутировать проводники пусковой обмотки.

    С коллекторными двигателями сложнее. Теоретически, чтобы сделать реверс КД переменного тока с последовательным соединением нужно поменять местами провода питания, только или на статоре или только на роторе (коллекторе). В действительности, только на роторе. Объяснение самое простое, роторные обмотки образуют гораздо больше полюсов чем катушки статора, что наверняка обеспечивает синхронизацию магнитных полей ротора и статора.

    На самом деле, в зависимости от конструкции щёточно-коллекторного узла на некоторых моделях коллекторных электродвигателях возможность реверса, по крайней мере, в оперативно коммутируемом исполнении сделать не получится, но если изменить направление вращения обязательно нужно, то можно попробовать перевернуть статорные катушки (крепятся 2-мя болтами), на 180°.

    Ресурс работоспособности

    Асинхронники рассчитанные на режим работы S1 практически “неубиваемые”. Такие двигатели способны десятилетиями оставаться в работоспособном состоянии без всякого технического обслуживания.

    Другое дело коллекторные электродвигатели в частности, электроинструмент, где они в основном и применяются.

    Кто занимается строительством и ремонтом знает, что электроинструмент по разным причинам периодически ломается. Причём замечено ломается необязательно электродвигатель.

    Объяснение этому может быть только одно, производители сознательно снижают ресурс приводов электроинструмента, уравнивая его с ресурсом коллекторного электродвигателя, стимулируя нас, потребителей покупать новый инструмент.

    Впрочем, производители этого и не скрывают, говоря, что ресурс всех деталей изделия (электроинструмента) соизмерим.

    Размеры и масса

    Коллекторные двигатели здесь вне конкуренции.

    Трудно представить, каким из типов существующих электромоторов можно было бы заменить в массовом порядке КД, несмотря на все его недостатки.

    Источник: http://masterkvartira.ru/kak-rabotaet-jelektrodvigatel-perem.html

    Как Поменять Направление Вращения Однофазного Двигателя

    12 Июн

    Реверсивное подключение однофазового асинхронного двигателя своими руками

    Перед выбором схемы подключения однофазового асинхронного двигателя принципиально найти, сделать ли реверс. Если для настоящей работы для вас нередко необходимо будет поменять направление вращения ротора, то целенаправлено организовать реверсирование с внедрением кнопочного поста.

    Если однобокого вращения для вас будет довольно, то подойдет самая обычная схема без способности переключения. Схема подключения однофазного двигателя кд-25. Как изменить направление вращения.

    Но что делать, если после подсоединения по ней вы решили, что направление необходимо все таки поменять?

    Как изменить направление вращение вала в однофазном двигателе

    Моторчик взят от бытовой мясорубки. Направление движения нас не устраивало, пришлось его поменять Всю инфо.

    Подключение однофазного электродвигателя с левого вращения на правое

    Покажу на пальцах, как можно сделать реверс для однофасзного двигателя.

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: